Виктор Криворотов.


ПОЧЕМУ НЕИЗБЕЖЕН КОНЕЦ СВЕТА?


"Ибо будет время, когда
здравого учения принимать
не будут" /2Тим. 4,3-4/


Этот вопрос становится актуальным, если человек проявляет интерес к своему духовному устройству.
Современный менталитет во всех своих проблемах уповает на науку. Сегодня жизнь побуждает человека решать духовные проблемы, но наука ими не занимается, поскольку это требует очищение души от страстей. Наука же исследует лишь те проблемы, которые не связаны с состоянием души ученого. Она глубоко проникла в физическую природу человека, но что такое душа и дух ей неизвестно.
Древние религии и философии накопили большой опыт по устройству души, что же касается духа, то его природа была постигнута только христианским мистическим опытом.
Научные исследования внутреннего мира человека имеют поверхностный характер, поскольку они изучают его лишь в падшем состоянии. Такое знание фрагментарно и не позволяет прогнозировать даже ближайшие перспективы развития человечества. Для христианского миропонимания проблема конца света является одной из приоритетных, при этом его мистический опыт перепроверяется и подтверждается на протяжении многих веков тысячами и тысячами исследователей - святыми отцами. Это говорит о том, что в современных понятиях христианство является наукой о душе и духе.
Картина христианского миропонимания в общих чертах имеет следующий характер.
Бог Творец мироздания, Его служителем является Ангельский мир, в котором человек должен стать высшим существом.
"Не видел того глаз, не слышало ухо, что приготовил Бог любящим его"\1Кор. 2,9\ Чтобы человек занял уготованное ему место в его душе, сотворенной Богом, должен родиться дух. - "Сеется тело душевное, восстает тело духовное" \1Кор.15,44\
Человек входит в мир с душой, в которой действуют необузданные силы. Он должен постигнуть искусство управления ими. Этот процесс есть творение духа, который должен властвовать над душой так же, как она властвует над телом. У человека подчиняющегося страстям дух не рождается, поэтому душа погибает. По существу он вступает в борьбу с Богом и, естественно, проигрывает.
Если человек, следуя христианскому мировоззрению, вступает в борьбу со страстями, то он из эгоцентричного существа, противопоставляющего себя всему, преобразуется в небожителя.
"Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою" \Откр.21, 10-12\. Обычно люди не заботятся о своем миропонимании, в то время как от него зависит характер их жизнедеятельности. Чаще всего оно формируется стихийно, а значит под воздействием страстей, которые побуждают мыслить поверхностно и узко. До грехопадения человек жил в Раю, в мире истины и гармонии. Его душевные энергии были строго сбалансированы духовным миром. Душой и телом управлял разум посредством волевой энергии. Процесс управления возможен лишь при условии, если воля превышает каждую душевную силу. В Раю этот закон строго соблюдался. После грехопадения человек покинул Рай, в результате его душевные силы вышли из под контроля и каждая из них по мере реализации стала повышать свою мощь, которая постепенно превысила силу воли. Такая душевная сила именуется страстью. Разум, утратив возможность управления страстями, оказался у них в подчинении. В таком положении человек не способен соблюдать духовные законы, поэтому грех становится основой его жизни. В рабстве у страстей невозможно ни осознавать зависимость от них, ни, тем боле, вести борьбу с ними. Постоянная смена страстей побуждает человека иллюзорно осознавать себя свободным, поэтому мысль о необходимости борьбы со страстями не возникает. Человек всей своей природой оказался рабом страстей. Спасти его мог только Бог. В этой катастрофической ситуации Иисус Христос пришел в мир. Свое служение человечеству Он начал с проповеди. Учение Христа духовно "Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" \Ин. 6, 63\ , поэтому оно входит в разум человека, минуя сопротивление страстей, открывая ему истинные знания и начальную форму свободы, которая позволяет ему принять учение Христа или отвергнуть. Если он принимает, то Господь в таинстве Крещения заключает с ним союз для борьбы со страстями и в таинстве Причастия дарует ему благодать - духовную энергию, пользуясь которой человек может обуздывать душевные силы.
Страсти, подобно заразной болезни, передаются от одного человека к другому. Их мощь быстро повышается, если человек активно пользуется ими для удовольствия. Когда число таких людей увеличивается, их страсти объединяются в энергетические поля, противостоять которым не легко. Положение современного человека оказалось особо сложным, поскольку техника способствует самому широкому удовлетворению многих страстей.
Человек создан не для служения страстям и если наступит время, когда искатели духа исчезнут, то существование человечества станет нецелесообразным, поскольку беззаконие постоянно будет умножаться. Для космического порядка такая патология недопустима, поэтому земному существованию человечества будет подведен итог и наступит период небожительства для тех, кто обрел дух.
"Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение" \Евр.6,7-8\
Когда это произойдет невозможно вычислить, но о приближении конца света можно судить по процветанию крайних форм душевной паталогии.
Страсти, которые активно разрастаются, сложно осуществлять, поскольку они нуждаются в нереальных условиях. При этом каждое нереализованное желание незримо наносит разрушительные удары психике человека. В условиях современных ритмов жизни человек не успев оправиться от одного удара, получает второй, третий и т.д. В этом случае поток желаний необходимо остановить, но большинству людей это искусство неизвестно, поэтому их психика быстро разрушается.
Основной закон страстей состоит в постоянном увеличении их мощи, поэтому рано или поздно сопротивление им станет невозможным. В этом смысле жизнь человечества походит на поезд, мчащийся в пропасть. Остановить его невозможно, но человек при желании в любой момент может покинуть его, чтобы это осуществить необходимо, прежде всего, познать природу страстей. Зависимость от них у современного человека уже столь велика, что она побуждает считать фантазией любые рассуждения о конце света. Это основной признак близости конца.
К самым ярким признакам конца можно отнести различные глобальные трагедии. Когда человечество преступает в крайних формах границы дозволенного, то Господь вынужден бывает попускать техногенные и природные катастрофы для вразумления многих.
"В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их, Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все также погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все также погибнете" \Лук. 13,1-5\
В особо критических ситуациях Господь жертвует пролитием крови невинных, смерть которых является милостью Божьей. Для опьяненных же сильными страстями это самая действенная форма отрезвения.
Современные трагические события свидетельствуют с одной стороны о крайней духовной безответственности людей, а с другой о том, что пока ещё Господь надеется на наше пробуждение, а это означает, что время конца пока не подошло.
Как сегодня реально остановить следующие одна за другой катастрофы?
Несомненно, самая суровая борьба с терроризмом необходимо, дамбы должны быть надежными и систему прогнозирования природных катастроф необходимо развивать. Но все эти глобальные меры бессмысленны, если люди не будут переоценивать прожитый день и корить себя за допущенные ошибки.
Цель Господа состоит не в том, чтобы наказать людей, а в том, чтобы их пробудить и если эта задача будет решаться, то катастрофы утратят свой смысл.
Если человеку удается осознать, что любое его действие совершается силой страстей и, следовательно, он должен нести за всё расплату, которая связана с проблемами, скорбями и болезнями, тогда он вспоминает своего Создателя и кается.
Господь открывает сегодня тысячи Храмов, для того чтобы в современном сверхсложном мире человек имел бы полную свободу в решении его извечной проблемы - с кем быть, с Богом или дьяволом? Ответом на этот вопрос человек определяет для себя, будет ли конец света концом его личного бытья или началом вечной жизни.

 

Сайт управляется системой uCoz